Перед паломничеством на Святой Афон в Греции, посмотрел документальные фильмы, все, что смог найти в интернете. В греческой традиции умершего монаха хоронят на три года, затем откапывают, омывают кости водой и вином. Если череп белый это хорошо, если жёлтый ещё лучше. Складывают, берцовые кости в поленницу. Черепа закрыты в особом помещении, которое называется «Костница». Во время просмотра фильма у меня возник образ, череп человека похож на солнце. Человек свой череп не видит, поэтому не осознаёт своё анатомическое сходство с солнцем. Мозг сам по себе обладает разумом, выбрал для себя сферу, это максимальный объём и «хорошая» защита. У человеческого тела много уязвимых мест, но мозги сами о себе позаботились.
На Святом Афоне я остановился в Русском Свято Пантелеймоновом монастыре. Архандарик (монах, отвечающий за размещение паломников) показал комнату, в которой было пятьдесят кроватей. Я выбрал койку у окна с видом на Эгейское море. Потом выяснилось, она в дальнем углу от Костницы, находящейся рядом с гостиницей.
Видел поленницу из берцовых костей, а то, что остальные кости свалены за поленницей, из документального фильма уже знал. Я нашёл в монастыре монаха, у которого ключи от Костницы. Монах мне открыл Костницу, паломникам показываю то, о чём они спрашивают. Я запомнил, что на черепах надписи, бросилась в глаза надпись «Докторъ». Надпись с креста на могиле переписываю на череп. Ни какого поэтического сравнения с солнцем, черепа не вызвали. Тёмное помещение, в котором только смерть и ни какого солнца. В документальном фильме профессионально использовали подсветку. В реальности этого нет.
Возможно, осознание монахов, того, что их кости будут смешаны вместе, делает их более сплочёнными.
Так и остался у меня вопрос: «Чему верить? Реальности или образу, который создаёт искусство».
Фото из интернета. Сам я не стал фотографировать смерть.